Манга глазами анимешника: обзор томов 1-2 и 5-8 "Историй монстров" от XL Media


Недавно череда случайностей привела меня к приобретению нескольких томов манги «Истории монстров» (Bakemonogatari). И, так как проф. деформация не позволяет мне просто получать удовольствие от какого-нибудь хобби, не превращая его в контент, я решил сделать небольшой обзор на прочитанные тома. А там, глядишь, и в серию обзоров всё это превращу... впрочем, рано загадывать.

Не буду врать, я давно привык игнорировать большую часть манги ради аниме, даром что в манге те же истории то и дело рассказывают с большим количеством интересных деталей (и/или не обрывая их как раз перед началом самого интересного).

Ну нравится мне аниме, со всей его анимацией, звуком, цветом — а потому оно было и остаётся для меня в приоритете. Так что и обзоры мои будут именно взглядом анимешника, прикидывающего: а стоит ли манга того, чтобы читать её даже после просмотра соответствующего сериала?

Ну, в случае с «Историями монстров» ответ разом и приятен, и однозначен: да, стоит. Собственно, потому я её в итоге и купил.

Известный художник Oh! Great взялся за её создание уже после хита от студии Shaft, и он явно осознавал: манга-версия должна быть максимально самобытной, иначе в её существовании не будет ни малейшего смысла. И на выходе получилась не чёрно-белая версия аниме, а альтернативная визуализация тех же историй.

Изменились дизайны (хотя основа у них всё равно одна, так что герои и героини остались легко узнаваемыми). Минимализм и абстракции уступили место детальной проработке сцен. Все те вещи, о которых говорят персонажи — шутки, флешбэки, объяснения паранормального... ну, всё то, что аниме зачастую либо лишь проговаривало на словах, оставляя на откуп воображению, либо показывало предельно своеобразно — всё это Oh! Great детально прорисовывает. Будь то предложения Сендзёгахары добавлять ко всем словам «Ню» и будить будущего бойфренда в переднике на голое тело, или же куда менее привлекательная сцена, в которой приёмный отец бьёт Ханекаву — всё это и многое другое манга показывает когда изобретательно, когда детально, и всегда очень красиво.

Но принципиально разные подходы к демонстрации одного и того же контента — лишь часть причины, по которой «Истории монстров» стоит читать. Скорее это то, что выделяет данную серию на фоне многой другой манги и поддерживает интерес даже в моменты истории, как следует отражённые и в аниме. Нет печатная версия приключений Арараги и его подруг радует тем, что в ней хватает совершенно нового (по сравнению с аниме) контента.

Преимущественно деловой поход Арараги и Камбару в храм здесь превращается в без пяти минут настоящее свидание, наполненное весёлыми и пошлыми шутками. Возвращение вампирских способностей делает Арараги не только более прочной грушей для битья, но и позволяет применять всякие эффектные приёмы типа прохода сквозь стены или отращивания гигантского крыла, сотканного из летучих мышей (Bakemonogatari всё равно остаётся историей не про экшен, конечно, но здесь редкие случаи его появления дают Арараги заметно больше шансов себя проявить).

Отдельно стоит отметить «Легенды о ранах» — ту часть истории, что удостоилась аж трёх полнометражных аниме-фильмов.

В российском издании манги пересказ этого приквела только-только начался, но уже видно, насколько возвращение закадровых размышлений Арараги, почему-то отсутствующих в экранизациях, влияет на восприятие многих событий. Скажем, он на протяжении всего первого разговора с Ханекавой подозревает, что та пытается максимально его заболтать и отвлечь память парня от образа её трусов. Ну а вечерний поход героя за порножурналом оказывается демонстрацией как озабоченности, так и положительности Арараги: журнал ему потребовался, чтобы отвлечь себя от пошлых мыслей о Ханекаве, только что ставшей его первым другом.

Ещё манга куда смелее в своих намёках на будущие события — скажем, по лицу той же Ханекавы в манге куда проще понять, насколько больно ей выслушивать рассказы Арараги о его отношениях с другими девушками (кстати, сцена в книжном тут вообще прекрасна от и до — чего стоит один только гэг с Цубасой, использующей собственную грудь в качестве полочки для демонстрации книг). Но, во-первых, намёки всё равно остаются намёками — без каких-то перегибов. Ну а во-вторых, автор всё-таки явно отдавал себе отчёт, что рассказывает в очередной раз дико популярную историю, которую большинство потенциальных читателей и так уже слышало — а значит не так уж страшно, если какой-то из будущих поворотов станет чуть менее неожиданным.

Напоследок, наверное, надо бы поговорить о качестве издания, но я даже не уверен, что тут можно сказать. Обычная такая манга — небольшого формата и в мягкой обложке. А жаль, на самом деле: такой арт заслуживает и размера побольше, и возможности как следует раскрывать книгу, чтобы полюбоваться на развороты.

Замечу, однако, вот что: «Истории монстров» очень плохо разбиты по томам. Из раза в раз встречается ситуация, когда посреди тома заканчивается одна история и начинается другая, только чтобы в итоге том закончился не точкой, не многоточием, и даже не клифхэнгером, а практически на полуслове. Нормальное дело для регулярно выходящего произведения, пожалуй, но когда не знаешь, сколько придётся ждать следующего томика, этот подход начинает искренне раздражать. А уж когда часть томиков из середины манги оказывается распродана — тем более. Но то проблемы русских фанатов — неудивительно, что японские мангаки о них особо не задумываются.

Вот и всё, пожалуй. Хорошая манга, рекомендую всем интересующимся и желаю удачи XLM с её выпуском (как можно более оперативным... и допечатайте уже 3-4 тома!). Ну а превратится ли этот обзор в рубрику, или останется одиноким экспериментом — покажет лишь время.

И ещё немного не слишком честных, но относительно показательных сравнений аниме с мангой:



Оставьте комментарий. Выскажите свое мнение, не будьте немым посетителем.
Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Для того чтобы отправить комментарий, нажмите на рекламную ссылку.