Рекрутер и HR-специалист: кто есть кто?


Этимология слов «рекрутер» и «HR-специалист»

Во французском языке глагол «recruter» с XVII века означал «вербовать, привлекать». Отсюда под рекрутментом понимается процесс привлечения новых кадров — рабочих или даже студенческих. Следовательно, рекрутер — сотрудник, который ищет и привлекает новые кадры.


Акроним «HR» образуется от «Human Resources», что переводится как «человеческие ресурсы». HR-специалист — это сотрудник, который управляет человеческими ресурсами в компании. И поскольку этот процесс управления выходит за рамки лишь привлечения кадров, он имеет более широкий функционал, чем рекрутер.

Чем занимаются рекрутер и HR-специалист?

Обязанности рекрутера: размещает открытые вакансии на сайте компании, джоб-бордах, университетских ресурсах и в деловых соцсетях, проводит скрининг кандидатов и собеседования.

Основные виды рекрутеров:

in-house/corporate recruiter — работает в штате компании и подбирает персонал для компании с учетом ее специфики, потребностей, идеологии;

agency recruiter — работает в агентстве и подбирает персонал для компаний-клиентов или лишь для одной компании-клиента.

P.S. headhunter — рекрутер или рекрутинговое агентство, специализацией которого является в основном подбор сотрудников на руководящие должности (executive search) в определенной профессиональной сфере.

HR-специалист может курировать: рекрутмент (в том числе привлечение молодых специалистов, организацию стажировок), адаптацию и обучение новых сотрудников, реализацию индивидуальных планов сотрудников и повышение их квалификации, систему мотивации и бонусов, анализ рынка труда и сферы образования.

Из относительно новых и особо актуальных зон ответственности HR-специалиста можно назвать продвижение HR-бренда компании или иными словами бренда работодателя. HR-бренд — это набор мнений, ассоциаций и эмоций о компании в сознании потенциального кандидата или сотрудника.

P.S. headhunter — рекрутер или рекрутинговое агентство, специализацией которого является в основном подбор сотрудников на руководящие должности (executive search) в определенной профессиональной сфере.

HR-специалист может курировать: рекрутмент (в том числе привлечение молодых специалистов, организацию стажировок), адаптацию и обучение новых сотрудников, реализацию индивидуальных планов сотрудников и повышение их квалификации, систему мотивации и бонусов, анализ рынка труда и сферы образования.

Из относительно новых и особо актуальных зон ответственности HR-специалиста можно назвать продвижение HR-бренда компании или иными словами бренда работодателя. HR-бренд — это набор мнений, ассоциаций и эмоций о компании в сознании потенциального кандидата или сотрудника.

Основные виды HR-специалистов:

Recruitment and selection — специалист, который привлекает и отбирает сотрудников в компанию;

Performance management — специалист, который разрабатывает и внедряет проекты и программы по оценке и улучшению производительности сотрудников компании;

Learning and development — специалист, который разрабатывает программы, нацеленные на улучшение имеющихся и приобретение новых знаний сотрудниками компаний;

Compensation and benefits — специалист, который отвечает за оплату труда работников, их вознаграждение и формирование политики льгот.

HR data and analytics — специалист по бизнес-оценке рекрутинговых процессов;

HR generalist — cпециалист, который отвечает за несколько или все HR-направления компании: рекрутмент, онбординг (адаптация новых сотрудников), развитие HR-бренда и т.д.

Почему их путают?
  1. Каждый рекрутер — HR-специалист, но не каждый HR-специалист — рекрутер. Рекрутмент — одна из функций HR.
  2. В некоторых компаниях нет четкого разграничения между функционалом рекрутера и HR-специалиста.
  3. Не все люди понимают, почему рекрутер или HR-специалист — это не то же самое, что и кадровик.

Кто может стать рекрутером или HR-специалистом?

Можно поступить на «Менеджмент», «Управление персоналом», «Психология», «Социология», «Реклама и связи с общественностью» и «Маркетинг». Но необязательно иметь профильное образование. В рекрутмент и HR многие приходят без hard skills — в процессе уже учатся. Успешным специалистом станет человек со следующими качествами и навыками:

  1. Развитые коммуникативные навыки;
  2. Навыки командной работы;
  3. Умение слушать собеседника;
  4. Навыки маркетолога;
  5. Навыки тайм-менеджмента;
  6. Внимательность к деталям;
  7. Мультизадачность.

Студенты могут стажироваться или работать в сфере HR уже с I курса. Среди партнеров РУДН немало крупных компаний из HR-сферы: SuperJob, ANCOR, Jobby, Antal, Grintern, Future Today, Changellenge и другие. Помимо этого, практически во всех крупных компаниях функционируют HR-департаменты, в которые нередко проводится отбор начинающих эйчаров.



Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив